Делаем дорожки в саду

По приезду на незнакомый садовый участок, первое внимание всегда обращаешь на дорожки. Ведь для того, чтобы подойти к грядкам, попасть в беседку или дом, нужно по чём-то к ним пройти, при этом, не испортив одежду или не измазав обувь. В худшем случае приходиться проделывать этот путь через глубокие колеи или по хлюпающим в грязи доскам, а в лучшем – по перекосившейся плитке или растрескавшемуся бетону. Поэтому многие владельцы загородных участков задаются вопросом, как же сделать своими руками долговечные, красивые и удобные дорожки в саду? Для начала давайте рассмотрим, каких категорий они бывают.

Делаем дорожки в саду

Тропы

Само название таких дорожек говорит о том, что они будут протоптаны ногами и уплотнены чем-нибудь тяжёлым, вроде автомобилей или тачек. Земля на таких тропинках плотная и обычно просевшая, что создает благоприятные условия для образования луж. Для того чтобы избежать таких «мокрых» неприятностей, необходимо позаботиться об отводе с тропинки стоячей воды.

Для этого нужно выровнять контур дорожки: срезать все бугорки и засыпать ямки. На саму тропинку насыпают песок, иногда смешанный с щебнем, и плотно вбивают его в грунт. После необходимо обсадить установить устройство миксбордера или обсадить тропу почвоудерживающими растениями.

Дорожки с засыпанным основанием

Такие содовые дорожки чаще всего можно встретить на более-менее окультуренных участках. Для сооружения выкапывают ложе глубиной 10 см. Для барьера будущей дорожки от корней травянистых растений, бока и дно покрывают геотекстилем с плотностью в 150-200 г/кв.м. Иногда края ложа могут закреплять бордюрной лентой.

До уровня почвы все ложе засыпают галькой, щебнем или отсевом. Для того. чтобы дорожка смотрелась красиво, на нее укладывают камни плитняка или в отдельных местах размещают тротуарные плитки. Но необходимо размещать эти элементы так, чтобы они нигде не возвышались, а были на одном уровне с засыпанным слоем.

Есть и другой способ, как сделать дорожки второго типа. При его использовании, ложа делают глубиной 5-10 см и насыпают подушку из песка. Декоративный материал для дорожки, такой как брусчатка, плитняк или тротуарная плитка плотно подгоняют друг к другу укладывая его выше, чем уровень почвы, а края закрепляют бордюром.

В качестве бордюра обычно используют булыжник или садовые доки, которые укладываются на цементный раствор. Но можно обойтись и без бордюра, если по краям дорожки разбить миксбордер или вплотную подвести к ней газон. Промежутки между элементами, из которых состоит покрытие, заполняют песком и засевают карликовой травой для газонов.

Если же необходимо соорудить «швейцарскую тропу», которая состоит из камней (1 шаг – 1 камень), то в этом случае подушку из песка насыпают под каждый камней и укладывают их на одном уровне с почвой.

Дорожки с твердым заливным основанием

Обычно, такие добротные дорожки делают там, где на низ предполагается немалая нагрузка. Первым этапом сооружения является выкопанное ложе глубиной в 15 см. В местах, подверженных риску скопления талой или дождевой воды, нужно позаботиться об ее отводе.

В подготовленное ложе в качестве дренажного слоя засыпается песок, после чего разравнивается и трамбуется. Его высота должна составлять около 5 см. По бокам ложа необходимо обрамить бордюрной лентой, в качестве которой также можно использовать нарезанный на ленты рубероид или старый линолеум.

Обычно, основание для дорожки с твердым заливным основанием делают на уровне земли. Но если ее необходимо поднять, то для этих целей используют надежно закрепленные доски или полосы фанеры в качестве опалубки. Для того, чтобы избежать разрыва бетонного основания его армируют или делают термошвы через каждые 1,5-2 м. Конечно, второе решение будет гораздо бюджетней, но существует вероятность того, что с приходом весны, импровизированные плиты из бетона могут подняться или просесть относительно друг друга.

Такой неприятности не произойдет с армированным основанием. Но на него не стоит жалеть денег, так как в качестве арматуры ни в коем случае не следует использовать что-то вроде сетки-рабицы, велосипедных рам и сеток от кроватей.

Для армирования необходимо использовать прутки диаметром 5-8 мм или сваренными из них сетками 0,5×2 м с ячейками по 10×10 см или по 10×15. Для того чтобы после заливки арматура никуда не сместилась и осталась в толще бетона, ее нужно укладывать на подставки, в роли которых подойдут обычные обломки кирпичей.

Бетон заливается в ложе и умеренно трамбуется. Если же его не хватило для того, чтобы залить все дорожку сразу, то в том месте, где закончился бетон, устанавливается поперечина, которая сделана из доски. Это необходимо для того, чтобы место обрыва заливки было ровным, без наплывов. А когда к заливке готова новая партия бетона, поперечина убирается.

Таким образом постепенно делается все основание. После того, как бетон схватиться, на его поверхность укладывается декоративное покрытие и при необходимости – бордюр.

Обычно, когда дорожка уже готова, ее полотно оказывается на 3-5 см выше, чем уровень почвы. Это обеспечивает ей неплохую защиту от намыва грунта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: