На примере современного сада ЭКСПО-70 в Осаке можно проследить принципы композиции и архитектурно-пространственной организации сада для массовых посещений.
Используя богатое наследие, ландшафтные архитекторы внесли много новых приемов, но основная идея — создание такой среды, где наблюдалась бы гармония между человеком и природой,— осталась неизменной. Сад запроектирован в виде потока, символизирующего прогресс человечества во времени и гармонию труда.
Самая верхняя западная часть представляет картину ландшафтного сада древних времен, ложбина в средней части символизирует средневековье, а в предгорье (самой низкой восточной части) расположены фрагменты современного японского сада.
В западной части сада сооружен Дом гостей. Пространство вокруг него засажено вечнозелеными хвойными деревьями. Удачно использованы характерные особенности эпох и стилей садов тех времен.
В северной части участка имеется возвышенность с уклоном к востоку. Используя рельеф местности и имеющийся родник, здесь создан «сад с ручьем». Ручей разветвляется, образуя в сторону востока два потока — один через северную долину, второй — через южную. В северной долине, представляющей собой ложбину, склоны которой обсажены кленами, поток течет стремительно, в южной долине с бамбуковой рощей — спокойно.
Между двумя долинами — небольшая возвышенность, покрытая азалиями, среди которых редко рассажены черные сосны. На возвышенности находятся два домика — один для чайной церемонии, другой — для отдыха.
Два ручья встречаются в восточном конце участка, образуя дельтообразную косу берега (отмель). Это так называемый «сухой пейзаж», столь характерный для средних веков.
Слияние ручьев образует пруд в центре сада у главных ворот и Центрального дома отдыха. Пруд с зеркалом воды около 1,1 га имеет традиционную форму иероглифа «сердце».
В доме отдыха для посетителей выставлены работы по искусству каллиграфии и аранжировке цветов.
Юго-восточную часть участка представляет современный «солнечный сад», символизирующий будущее. Здесь имеется пруд для созерцания цветных карпов и карасей, пруд лотосов и пруд, обсаженный ирисами.
Польша
В Польше, в центре Силезского угольного бассейна, близ Катовице создан большой межгородской парк культуры и отдыха, который обслуживает жителей четырнадцати близлежащих городов. Территория парка около 600 га.
Между башенной оранжереей и розарием разбит малый сад, выполненный польскими архитекторами как фрагмент парка, представляющий эталон современного благоустройства. Место выбрано удачно, оно хорошо обозреваемо как с подводящих аллей, так и с кабин подвесного фуникулера. Простота выразительных средств выгодно подчеркнута ярким и пышным розарием.
Пространство малого сада со стороны розария ограждено кирпичной стенкой рустованной кладки, а вход в сад подчеркнут своеобразными воротами современной формы. Силуэтная композиция масштабно увязана с окружающим ограниченным пространством. Горизонтальные русты по сторонам входа как бы растворены кустами можжевельника и хорошо сочетаются с газоном и плитами дорожек.
В Щитницком парке, занимающем территорию 135 га, недалеко от народного зала на 6 тыс. мест, среди старых деревьев создан живописный малый сад. Трехэтажный павильон на озере имитирует архитектуру «Золотого павильона» в Киото.
Начало открытого пространства малого сада хорошо организуют входные ворота оригинальной формы. Национальные черты им придают крыши: двухскатная над пролетом, конические над столбами и кровля в виде соломенных жгутов. Подобные примеры встречаются на Буковине и в Закарпатье. Открытое ограниченное пространство за воротами решено в виде «океана с островами-скалами», где крупная галька имитирует воду, а камни, мох и кустики — острова и скалы.