В ландшафтной композиции малого сада камни могут быть основным или одним из главных элементов. Склоны гор, ущелья, выступающие скалы, фантастические нагромождения камней производят сильное впечатление.
Камни в сочетании с парковой архитектурой и озеленением эмоционально воздействуют на человека. При проектировании малого сада задача ландшафтного архитектора состоит в том, чтобы максимально выявить живописность или суровую, величественную красоту композиции путем соответствующего размещения используемых средств для наилучшего их восприятия.
Большой интерес представляют выработанные каменные карьеры (горные выработки). При умелом проектировании и использовании они могут быть превращены в полноценные объекты садового искусства. Отдельные крупные камни, встречающиеся на территории строительства пли на пахотных землях, в практике часто рассматриваются как помеха. Однако в прибалтийских республиках, в Финляндии и Скандинавских странах такие камни умело используют для обогащения ландшафта.
В современной ландшафтной архитектуре наблюдается широкое использование камней природной формы для создания естественной среды. С большим художественным мастерством используются они и в отечественном садово-парковом искусстве. Например, в парке «Софиевка» в Умани естественные камни, размещенные вдоль р. Каменки и в других местах, подчеркивают рельеф и усиливают композицию, воспринимаются как разбросанные без вмешательства человека и свидетельствуют об искусности мастеров, хорошо изучивших природу и обладающих тонким художественным вкусом.
Значительный вклад в использование естественных камней в ландшафтных садах и создание теории композиции внесли мастера японского садово-паркового искусства. Для уравновешенной композиции камней характерно, что главный и вспомогательный камни в стоячем положении расположены рядом, а горизонтальный и дополнительные — по сторонам на некотором расстоянии. В композиции малого холмистого сада доминирующее положение занимает главный камень, остальные элементы ландшафта — холмы, острова и вода — соподчинены доминанте и представляют завершенную композицию сада.
«Сад камней» — это равнинный сад, в котором на белом песке с востока на запад уложено пятнадцать камней группами (по два, три и пять), обрамленнымп зеленым мхом. Сад занимает территорию площадью 330 м2 п окружен низкими глинобитными стенами. В саду зелень отсутствует, но она восполняется фоном из сосен и криптомерии, окружающих ограду сада. При перемещении вдоль веранды сад раскрывается в непрерывно изменяющемся уравновешивании отдельных композиций групп камней.
«Сад камней» вызывает множество ассоциаций — морских волн, омывающих скалистые острова, или белой пены облаков, над которыми высятся вершины гор. Главное впечатление — покой, тишина, строгая чистота. Равновесие и гармония композиции дают возможность сосредоточить внимание при созерцании этого сада на восприятии ограниченного пространства.
Будучи расположенным под открытым небом, сад рассчитан на обязательное взаимодействие с окружающим пространством. Кажущаяся статичность изменчива. В зависимости от освещенности камней и песка меняется форма и густота теней, фактура поверхностей.
Композиция сада рассчитана на созерцание его на уровне глаз сидящего на веранде. При перемещении зритель видит только четырнадцать камней, а пятнадцатый всегда скрыт. Геометричность участка сада контрастирует с живописным размещением камней; параллельные линии песка вокруг камней прерываются концентрическими линиями. Группы камней расположены так, что они воспринимаются и каждая в отдельности, и все вместе.
Уравновешенность композиции подчеркивается особой сбалансированностью внутренней динамики асимметричного построения. Самый большой «главный» камень пирамидальной формы скомпонован с четырьмя остальными и объединен обрамлением из мха.
В современном парковом строительстве используются такие материалы, как песок, битый кирпич и каменный уголь в сочетании с травами и цветами для устройства партеров перед общественными зданиями. Примерами служат восстановленные партеры в парках перед Екатерининским дворцом в Пушкине, среди фонтанов Петродворца под Ленинградом.
Значительный интерес для современной ландшафтной архитектуры представляет «сад великого уединения», сооруженный японским ландшафтным мастером Со-ами. На небольшом участке площадью около 100 м2 из нескольких камней выразительной формы и колоритной расцветки создана законченная композиция, раскрывающая идею скалистого сада с горным потоком. Два вертикальных камня в северо-восточном углу сада изображают водопад, превращающийся под мостом в горный поток, устремленный на юг.
Масштабно подобранные камни символизируют скальные острова, а специально разровпенный песок — будто бы присутствующую воду. В отличие от «сада камней» скалистый сад содержит деревья, кустарники и другие растения, на фоне которых развернута композиция.
Принципы древних садов широко используются и в современной архитектуре. Так, например, «водяной сад» при ресторане расположен . на острове среди пруда, скалистые берега которого засажены водяными растениями и деревьями, склонившими свои ветви над водой. Зеркало воды отражает окружающую природу и придает пруду глубину, зрительно увеличивая ограниченное пространство малого сада.